Интервью о проекте "Диалог с Пушкиным"
1 сентября руководитель регионального движения "Синергия талантов" рассказала корреспонденту Фонда "Русский мир" Светлане Сметаниной о проекте "Диалог с Пушкиным", который реализуется при финансовой поддержке Фонда "Русский мир".
Проект "Диалог с Пушкиным" инициирован ростовской общественной организацией "Синергия талантов". Ее руководитель, Ольга Звонарева, которая также является автором проекта "Диалог с Пушкиным", рассказала об интересных мероприятиях в рамках проекта, в которых примут участие дети российских соотечественников из ста стран.
– Как возникла идея вашего проекта "Диалог с Пушкиным"?
– Идея возникла в рамках сотрудничества с Республикой Калмыкия – мы уже давно работаем вместе и реализовали несколько проектов. Когда мы создали медийную платформу по работе с соотечественниками – это международные сетевые проектные лаборатории – на ее открытие приехали потомки Александра Пушкина из Франции. В презентации платформы для соотечественников принимали участие Дюк Мишель Нгебана, заместитель председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, а также Виктор Водолацкий, председатель Комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Лаборатории функционируют в рамках утвержденного данной комиссией плана форсайт-инициативы "Мир в диалоге культур", реализуемой нашей организацией "Синергия талантов", в которую вошли и лучшие проекты соотечественников со всего мира.
И когда мы презентовали наши сетевые лаборатории в Калмыкии, там и возникла идея проекта "Диалог с Пушкиным". А учитывая то, что мы уже сотрудничали с потомками Пушкина – Александром и Сержем Гревеницами, мы их пригласили возглавить этот проект. Первым нашим мероприятием стали Рождественские встречи с потомками Пушкина, Фестиваль елок – елка Дона и елка Калмыкии. А дальше мы обговорили с сетевыми лабораториями дальнейшее развитие проекта и приняли решение, что каждая лаборатория готова оказать помощь соотечественникам в проведении интересных мероприятий.
– Расскажите подробнее про сетевые лаборатории: для чего они созданы и чем занимаются?
– Это лаборатории, которые сориентированы на формирование мониторинговых кейсов, организацию социально-коммуникативных мероприятий, внедрение практико-ориентированных продуктов для российских соотечественников и для русских школ за рубежом. Например, есть гражданско-патриотическое направление, в котором разрабатываются конкурсы и мероприятия, связанные с патриотическим воспитанием. Есть лаборатории с экологическим направлением – "Экомир", они готовят международные мероприятия, посвященные аспектам экологии. Также сетевые лаборатории разрабатывают кейсы уроков для русских школ за рубежом. Кроме того, есть лаборатория "Тьютор, мэтр, наставник" – это работа с педагогами русских школ и оказание поддержки родителям русскоязычных учеников. Например, мы собрали пакет вопросов от мам подростков из различных стран и пригласили спикеров-специалистов, которые отвечали на присланные вопросы.
В рамках лаборатории "Патриот своей страны" и "Диалог культур" вместе с детьми из разных стран мира они создают книги – пишут сказки о разных народах мира, рисуют картинки к ним.
– А взрослые, которые работают в этих сетевых лабораториях, это педагоги?
– Сами сетевые лаборатории мы создали с Октябрьским отделом образования города Ростова-на-Дону. Руководители этих 20 лабораторий – это директора школ и заведующие детских садов. А в команду лабораторий входят педагоги, психологи, специалисты дополнительного образования, как со всей России, так и из других стран. Потому что мы работаем в том числе для детей-билингвов, поэтому без консультаций с педагогами из русских школ за рубежом нам не обойтись.
– Вы уже со многими странами сотрудничаете?
– Да, через Всемирный координационный совет соотечественников мы сотрудничаем примерно со ста странами. И когда мы были на встрече в фонде "Русский мир", нам рассказали, что такое взаимодействие с русскими школами можно также организовать через Русские центры, созданные фондом при университетах и других образовательных учреждениях во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Мы бы хотели подключиться к сотрудничеству с Русскими центрами, поскольку занимаемся общим делом просвещения.
– Вы же также планируете в рамках проекта "Диалог с Пушкиным" создать учебное пособие для детей соотечественников. Расскажите, что это будет за пособие?
– Сейчас, в течение года будет проходить много различных мероприятий – это не просто конкурсы, а целая исследовательская работа детей наших соотечественников. Например, мы будем проводить флэшмоб "Интересные факты о Пушкине", в котором участвуют дети и педагоги. Каждый участник будет рассказывать какой-то интересный факт о поэте. А потом все эти видео будут выложены на youtube-канале, который так и будет называться "Интересные факты о Пушкине". Также будет составлена медийная карта, и можно будет навести qr-код на любую точку карты и посмотреть видео из конкретной страны. Например, нажимаете на Аргентину и появляется окошечко с фотографией ребенка и кратким описанием его исследования, а также видео с его рассказом. Также в пособии будут собраны все библиотеки имени А.С. Пушкина и можно будет пройти виртуальную экскурсию по их залам. В единый контент войдет информация о Пушкинских музеях, театральных постановках по произведениям Пушкина. Таким образом, это пособие станет подспорьем в дополнительном образовании.
– Но вы также предполагаете издать и печатное пособие?
– Да, оно будет включать программу обучения русскому языку, культуре и литературе. Планируется, что будет издано 2000 книг для ста стран мира. Там будут представлены 20 мероприятий по изучению русского языка и литературы, рассчитанные как на младшеклассников, так и на подростков. Работая с соотечественниками, мы видим, что им часто приходится формировать образовательный контент самостоятельно. И наше пособие поможет им разнообразить свои уроки и дать дополнительное образование. Мы планируем и дальше расширять эту работу и готовить учебники для русских школ за рубежом, привлекая для этого необходимых специалистов.
– А что касается участия потомков Пушкина в вашем проекте: в чем заключается их роль?
– В рамках программы Россотрудничества "Здравствуй, Россия!" нам удалось подготовить сюрприз для детей соотечественников, которые принимали самое активное участие в нашей форсайт-инициативе. Это дети из Иордании, Греции и Египта, мы пригласили их на встречу с потомком Пушкина, и Серж Гревенец вручил им книжки с автографом. Для детей очень ценно и важно соприкоснуться с историей в лице живого потомка поэта и почувствовать связь поколений. Поэтому раз в месяц у нас будут онлайн-встречи с детьми соотечественников и педагогами русских школ, которые будут вести Александр и Серж Гревенецы. В их семье сохранилось много архивных документов по линии матери, которая происходила из рода Пушкиных – ее звали также, как и супругу поэта – Наталья Николаевна. И среди этих архивных документов есть такие, которых нет в музеях Пушкина. Например, многие не знают, что оказывается, Александр Пушкин запретил своим детям и их потомкам писать стихи. И действительно, никто из потомков не продолжил его дело и не стал поэтом. Потому что Пушкин может быть только один! Фото